Мастерская Даминовой Флёры
Ручная роспись фарфоровой посуды,
сервизов, керамической плитки и зеркал.
Тел. (WhatsApp, Viber, Telegram): +7-903-344-30-72
@artflera, e-mail: dflra@bk.ru
Ручная роспись фарфоровой посуды,
сервизов, керамической плитки и зеркал.
Тел. (WhatsApp, Viber, Telegram): +7-903-344-30-72
@artflera, e-mail: dflra@bk.ru
История дельфтской керамической плитки очень богата и разнообразна, и свое начало она берет из Китая. А дело было так: сначала уроженцы Кастел Дуранте (Италия) в 16 веке занесли культуру расписной майолики во Фландрию и Нидерланды. Затем типичные итальянские оранжевые и зеленые цвета для росписи керамики обогатились синими тонами очень популярного в то время китайского фарфора. Над секретом его изготовления трудились многие европейские мастера. И потому китайский стиль в керамике стал образцом для подражания.
В Голландии эта тенденция переросла в целую традицию: керамика, и плитка в частности, с заметным постоянством стала расписываться синими ветряными мельницами, круглолицыми барышнями и храбрыми солдатами. Для дельфтской росписи типичны тонкие темные линии рисунка (зачастую синего цвета) на белой глазури.
С наступлением XVII века производство керамической плитки сосредотачивается в городе Дельфте, чему благоприятствовало приморское расположение города и неиссякаемые залежи подходящей для изготовления глины. Отсюда и знаменитое название «Дельфтская плитка». Оттуда дельфтская плитка стала распространятся по всей Голландии, Бельгии, примеры подражания ей можно найти на Рейне и в Рурской области, в Дании, Баварии и Испании.
Каждая отдельная плитка или композиция из четырех плиток заключали в себе законченный орнамент. На плитках также стали изображаться портреты, сценки из повседневной жизни, ландшафтные композиции. Создавались даже целые живописные «полотна» из множества плиток, которые потом оформлялись в рамки.
В 18 веке дельфтская плитка добралась и до России. По указу Петра I русские купцы должны были закупать облицовочную плитку в Дельфте. А со временем российские мастера освоили производство голландской плитки и стали серийно выпускать ее на отечественных мануфактурах. Крупнейшими центрами в то время были Петергофский, Смольный, Ново-Невский, Стрельнинский частные заводы и гончарные дворы.
В 18 веке произошло еще одно немаловажное для развития культуры событие: в России перестали украшать фасады церквей и соборов керамическими изразцами, его использовали только для внутренней отделке. Причем к такого рода отделке пристрастились и светские учреждения, а также дворянские поместья и дома зажиточных купцов. Постепенно из российской техники оформления плитки ушел рельеф, и рисунок стал наноситься только на гладкую поверхность керамической плитки с помощью кисточки.
Во внутреннем декоре дельфтские изразцы стали чаще всего использоваться при оформлении печей. Такими одноцветными глиняными медальонами выложены печи в Троице-Сергиевой Лавре, в Братском корпусе Высоко-Петровского монастыря в Москве, оформлены поверхности стен во дворце князя Меньшикова в Петербурге.
А знакомое нашим современникам продолжение истории дельфтской плитки в России произошло в 19 веке в городе Гжеле. Под влиянием голландского прикладного искусства из города Дельфта местные мастера стали изготавливать керамические изделия, расписанные синей краской по белому фону. До этого в Гжеле применялось несколько цветов: синий, желтый и зеленый.